flickr.com | edenpictures

Как вести себя с ребенком, который постоянно требует внимания?

«Мама, посмотри, какую картинку я нарисовал»… «Мама, я не могу найти синий карандаш»… «Мама, я не могу найти зеленый карандаш»… «Мама, я хочу рисовать красками, а не карандашами»… «Мама, у меня не получается, нарисуй ты этот цветочек»… «Мама…», «Мама…»…

Для многих мамочек неожиданной проблемой становится постоянные требования ребенка (от трех до пяти лет) быть рядом с ним, проявлять к нему внимание. Для ребенка вполне нормально нуждаться в одобрении практически всех его поступков со стороны взрослых. Он как раз выстраивает ценностное поле.

Но жажда внимания представляет из себя проблему, когда становится похожа на неутолимый голод. Задача родителей в этой ситуации – не научить ребенка меньше нуждаться в маме. Это фантастика. И парой пассов руками психолога избавить ребенка от потребности во внимании нереально. Такая сверхпривязанность может продлиться несколько лет.

В течение этого нелегкого периода главное, чтобы ребенок не стал «на темный путь». Испітівая жажду общения, кто-то из детей раздувает тривиальные проблемы и становится истеричкой. Кто-то начинает делать гадости, чтобы привлечь внимание. И это может стать тем семенем, которое в подростковом возрасте превратит милого малыша в асоциального типа. Когда за хорошее поведение ребенок получает рассеянное «возьми с полки пирожок (а у меня есть возможность пока суп приготовить, раз он тихо себя ведет)», а за поломку ценной вещи получасовые увещевания, то принимает решение: лучше много плохого внимания, чем с гулькин нос хорошего. Простая рыночная экономика: затраты труда на хорошее поведение длительные — внимания мало; затраты труда на истерику не велики -внимания много. Следовательно, производить шум и крики выгоднее, чем быть паинькой.

Внимание взрослых – это одна из сильнейших мотиваций для малышей. К сожалению, родители редко используют это мудро. Есть 2 типа внимания: положительное и отрицательное.

Положительное внимание – это когда родители (а) ставят себе задачу отслеживать хорошее поведение ребенка, (б) дают понять, что заметили его. Можно сказать ребенку что-то ободряющее, можно обнять, погладить или взъерошить волосы. Главное, сделать это с улыбкой и действительно вложив все имеющееся внимание в действие. Не думайте в это время о пресловутом супе. У детей высокий уровень эмпатии, и они чувствуют, что у вас на душе.

Отрицательное внимание обычно выражается допросами, угрозами, лекциями, когда ребенок где-то напортачил. Многие родители думают, что это наказание. Но это не так. Мама рядом, говорит со мной. Значит, это награда. А наказание – это ремнем по попе.

Научиться отмечать своим вниманием хорошее поведение нелегко, потому что оно воспринимается как само собой разумеющееся. Поэтому родителям стоит завести в своей голове звоночек, который приблизительно раз в 15-20 минут будет сигнализировать: проверь, чем занимается ребенок, и, если это хорошо, похвали. Надо обращать внимание даже на попытки сделать что-то правильное, на процесс: ребенок тихо смотрит мультики – мама подошла, погладила по голове: «Молодец, что так внимательно и тихо смотришь», ребенок елозит тряпкой по полке – «Ты пыль вытираешь? Молодец».

У молодых мам куча работы каждый день: поесть приготовить, постирать, может, еще и денег заработать. Многие воспитание ребенка воспринимают, как некий автоматический процесс. Все равно ж как-то да получится. В то время, как и это работа, которая тоже требует времени в вашем ежедневном графике. И внимания. Его придется уделять до тех пор, пока ребенок не переключится на школьных друзей и новое окружение.

Добавить комментарий